Вера определяет нас. Система наших взглядов и предпочтений основывается на прошлом опыте, который постоянно присутствует в настоящем и создает предчувствие, что в будущем все произойдет так же, как в прошлом. Прошлое оказывает столь сильное воздействие на наши настоящие ощущения, что мы видим происходящее с нами сейчас в искаженном и ограниченном виде. При желании мы можем пересмотреть взгляд на самих себя, с тем чтобы постичь новый глубокий смысл своей индивидуальности.
Агрессивность и оборона
При ощущении, что кто-то настроен агрессивно по отношению к нам, мы всегда стараемся защититься и постараться также напасть (явно или скрыто). Агрессивность всегда проистекает из чувства вины и страха. Никто не будет нападать, если первым не почувствует угрозы, считая нападение способом продемонстрировать собственную силу в противовес чьей-либо уязвимости. Нападение, по сути, является формой защиты. А поскольку оборона направлена на то, чтобы вытеснить из нашего сознания чувство вины и страха, некоторые полагают, что агрессивность может помочь им достичь желаемого. Но мы, полагаю, забываем, что ни агрессивность, ни оборона не дают нам внутреннего покоя. Для того чтобы перейти от конфликта к миру, необходим сдвиг в сознании. Будем считать, что всех, кто настроен агрессивно по отношению к нам, просто переполняет страх. Наши проявления - это всегда проявления либо Любви, либо страха. Страх, по сути, крик о помощи, являющийся, однако, и требованием Любви. Отсюда следует, что, для того чтобы испытывать покой, мы должны осознать нашу способность выбирать нужные ощущения.
Большинство наших попыток критиковать окружающих воспринимаются последними как агрессия. Даже в том случае, если критика представляется нам конструктивной, окружающим она кажется демонстрацией их неправоты. Возможно, будет полезно рассмотреть нашу мотивацию. Что же мы делаем - обучаем любви или демонстрируем свою агрессивность?
Если окружающие не меняются в соответствии с нашими ожиданиями, они, вероятнее всего, будут казаться нам виновными. Тем самым мы усилим собственную веру в чувство вины. Спокойствие же разума исходит от принятия того, что есть, а отнюдь не от стремления изменить окружающих. Истинное принятие действительности не подразумевает ни требований, ни ожиданий.
Слова, которые необходимо убрать из лексикона
Другой путь к изменению хода мыслей лежит через осознание значения употребляемых нами слов. Слова приведенного далее перечня постоянно используются при общении с самим собой и окружающими, их применение поддерживает сохранение в нашем сознании чувства вины, взятого из прошлого, и боязнь будущего. В результате наше ощущение конфликта только усиливается. Чем глубже мы осознаем, что использование этих слов ведет к нарушению внутреннего покоя, тем легче нам будет вычеркнуть их из своих мыслей и высказываний. Возможно, вам будет легче избавиться от них если каждый раз, произнеся эти слова, вы будете складывать их в воображаемый мешок для мусора и затем закапывать этот мешок в землю.
Важно никогда не быть резким с самим собой. Заметив, что вы все же используете какие-то из этих слов, считайте это ошибкой, требующей исправления, и избегайте чувства вины из-за сделанные ошибок.
Вот эти слова:
невозможно
не могу
попытаюсь
ограничения
если только
но
как бы ни
трудно
надо бы
должен
сомнение
Плюс к ним любые слова, с помощью которых:
Вас или других можно подвести под какую-нибудь категорию
оцениваются или подвергаются измерению качества ваши или окружающих
Агрессивность всегда проистекает из чувства вины и страха.
Quote (Ирина)
Для того чтобы перейти от конфликта к миру, необходим сдвиг в сознании.
Quote (Ирина)
Возможно, вам будет легче избавиться от них если каждый раз, произнеся эти слова, вы будете складывать их в воображаемый мешок для мусора и затем закапывать этот мешок в землю.
СПАСИБО, полностью согласна.Хорошая тема для работы.
Система наших взглядов и предпочтений основывается на прошлом опыте, который постоянно присутствует в настоящем и создает предчувствие, что в будущем все произойдет так же, как в прошлом.
Quote (Ирина)
Наши проявления - это всегда проявления либо Любви, либо страха. Страх, по сути, крик о помощи, являющийся, однако, и требованием Любви. Отсюда следует, что, для того чтобы испытывать покой, мы должны осознать нашу способность выбирать нужные ощущения.
Quote (Ирина)
Спокойствие же разума исходит от принятия того, что есть, а отнюдь не от стремления изменить окружающих. Истинное принятие действительности не подразумевает ни требований, ни ожиданий.
Ирина, благодарю! Очень полезно об этом не забывать! OM! Shanti, shanti...
Выдержки из лекции Свами Дургананды на мастер-классе в Шивананда Йога Веданта Центре в Лондоне. По-хорошему, чтобы преодолеть негативные привычки, мы должны обратиться к их источнику, которым является наше сознание. Патанжали, родоначальник Раджа Йоги, объясняет, что если ум неспокоен, у вас нет возможности осознать, кто вы по своей сути. Когда вы несконцентрированы, ум идентифицирует себя с мыслями и теряется в них.
Воображаемый страх против страха реального Подлинный страх — это инстинкт, который мы унаследовали со времен царства зверей. Он полезен, потому что предостерегает нас о ситуациях жизненной угрозы. С другой стороны — наши воображаемые страхи, которые могут превратиться в привычку. Сознание привыкает расстраиваться, даже если нет никакого повода для огорчения.
Прополка сада Сознания Так же как сад может быть очищен от сорняков, сознание может быть освобождено от негативных привычек. Одна из техник основана на том, чтобы просто игнорировать мысль, не позволяя уму оказаться под ее влиянием. В случае более глубоко укоренившихся негативных привычек этого может быть недостаточно (в ситуации, если человек был подвержен подобным тенденциям долгие годы или приобрел их еще в прошлых жизнях). В таком случае нужно сделать кое-что еще: мы должны думать в позитивном ключе, создавая тем самым привычку, противоположную негативной. В начале возникнет сильное внутреннее противостояние, почти борьба. Сознание будет говорить: «Я не хочу любить, я хочу ненавидеть». Но если вы будете помнить о том, что вы хозяин своего сознания и терпеливо тренироваться, вы победите.
Коробка с инструментами для ума Коробка с инструментами содержит много разнокалиберных приспособлений для различных задач. Подобно этому и вы можете развить полный спектр привычек позитивного мышления для противодействия негативным пристрастиям. Обыкновенный молоток хорош не для всякой работы. Точно так же нам необходимы различные ментальные инструменты. Вивека, правильное распознавание и вайрагья, отстраненность (беспристрастность) — важные приемы.
Игнорирование – подавление Если ум говорит «я хочу ненавидеть» — будет недостаточно не придавать этому значение. Это только усугубит ситуацию. Здесь необходим прием точного распознавания. Спросите себя, почему вы хотите продолжать ненавидеть, и не будет ли проще начать любить? Такое умение каждый раз восстанавливать это в памяти называется смрити – положительное воспоминание духовной силы.
Если разум играет в игру, посмейся на ним Чем больше вы начинаете использовать различные инструменты, чтобы направить ум в позитивное русло, тем больше ум будет играть в игры. Видя это, вы можете посмеяться над своим собственным умом. В подобном случае самоирония лучше, чем наблюдение за неудачами других. Когда вы заняты изучением собственного ума, у вас не времени осуждать недостатки других.
Усталость – лучшее оправдание Усталость – это лучшее оправдание, когда-либо придуманное умом. Перед каждым небольшим занятием, которое он не хочет делать, он «устал». Но если ум действительно хочет сделать что-то в этот момент, вы видите, что он даже не утомился. Усталость – это игра ума. Мы понимаем это особенно тогда, когда мы даем уму задания на самодисциплину.
Ум - нетренированное дитя Пока ум делает то, что ему нравится, он думает, что все под контролем и всегда остается спокойным. Когда учителя йоги поддерживают нас в процессе самодисциплины, ум чувствует, что что-то его ограничивает, и вы осознаете, что внутри вас живет маленький нетренированный ребенок. Это может легко проявиться, если вы, к примеру, решите пожить в Шивананда йога центре или ашраме месяц или больше.
Ум как кристалл Верно то, что ум – это отражение всего, что его окружает, но, тем не менее, недостаточно просто считать ваше окружение виноватым в текущем состоянии вашего ума. Мы подражаем родителям, учителям, друзьям… Мы копируем всех, кто имеет хотя быть чуть-чуть больше энергии, чем мы. Это как кристалл, который кажется красным, когда он расположен на красном фоне. Когда вы активно работаете с умом в позитивном направлении, это похоже на кристалл, лежащий на разных фонах: вы осознаете, что цвет, в который окрашивается кристалл, не является его истинным цветом.
Реакция ума – почему ты меня запираешь? Ум говорит: «Живя с тобой, я был счастлив, почему ты заключаешь меня в эти рамки?» Даже когда практикующий йогу читает этот пример, эта мысль может стать для него сюрпризом. Возможно, возникнет мысль: «Я был счастлив раньше. Только с того момента, как я начал заниматься йогой, мой ум стал негативным. В таком случае я думаю, будет лучше прекратить занятия йогой раз и навсегда».
Внесите свет в ваш ум Ваше представление о любой ситуации полностью основывается на ощущениях. Это похоже на пребывание в тускло освещенном ресторане – все внутри представляется прекрасным. Но стоит зажечь свет, и мы замечаем, что скатерти в пятнах, а тарелки поцарапаны. Точно также если изучить свой ум очень внимательно, можно заметить, что он не так независим, не настолько надежен и не вполне соответствует нашему представлению о нем.
Тренировка физическая и духовная Развитие гибкости, контроль своего веса и умение задерживать дыхание – это, в том числе, первичные инструменты для ума. Что же происходит с умом, когда развитие тела доходит до предела?.. Важно начинать ментальную тренировку намного раньше, чем возникнет подобная ситуация.
Во сне ум соскальзывает на забытые привычки Ночью ум возвращается к привычному мышлению. Это происходит тогда, когда никто не наблюдает за ним, и ему нечем заняться. Когда вы встаете утром, ум продолжает работать в этом режиме, вращаясь вокруг удовлетворения привычных желаний. Такое состояние ума – негативно.
Позитивная пища для ума Таким образом, первая вещь, которую следует сделать с утра применительно к своему уму – это, внимательно наблюдая за ним, дать ему позитивную пищу для размышлений. Вы могли бы прочесть духовную книгу или священное писание, относящееся к религии, которой вы следуете.
Позитивное отношение Свами Шивананда рекомендует развивать позитивное отношение к жизни. Это не означает, что вам следует говорить «да, мир прекрасен», когда люди на самом деле стреляют друг в друга. Это пагубно. К примеру, вы пытаетесь войти на автобус в час-пик, и человек, который сильнее чем вы, толкает вас в сторону, занимая последнее место в автобусе, и тот уезжает без вас. Злость по отношению к этому человеку до конца ваших дней не изменит ситуацию. И единственным, кто страдает от этого, будете вы. Это навредит вашей нервной системе, внутренним органам и вашему духу. Жизнь продолжается, а все еще пребываете в страдании. Позитивное отношение в данном случае может проявиться так: «кто знает, почему это произошло со мной, в любом случае, это произошло, и я это принимаю».
Укройтесь от нежелательных мыслей Начав это делать, определите, что для вас является нежелательным. Если вы решаете, что не хотите иметь дело с мыслями о ненависти, агрессии, жалости к себе, то упражнением для вас будет ясно говорить уму: «нет, в этом направлении мы больше не будем двигаться» каждый раз, когда подобные волны мыслей будут возвращаться. Так же, как обычное зеркало каждый день отражает вашу внешность, когда вы смотритесь в него, так зеркало самосознания должно отражать ваш ум. Если вы будете практиковать это упражнение несколько месяцев, вы увидите, что ум начал прислушиваться. Ситуация начнет меняться и вы почувствуете душевный подъем.
Хорошая новость йоги: изменить свои мысли – возможно! Патанжали говорит, что ум беспристрастен к тому, о чем думает до тех пор, пока ему есть о чем думать. Как только вы это осознаете, поменять содержание мыслей станет очень легко. Кто говорит, что вы должны продолжать думать так, как думали ваши мать, отец и прадеды? Также те люди, которых мы называем святыми, были рождены ограниченными и невежественными, в первородном грехе, как это называется в христианстве. Тем не менее, они находили возможность поменять ход своих мыслей и работали над этим упражнением до тех пор, пока не достигали совершенства.
Любовь и настойчивость Этот духовный тренинг можно сравнить с обучением детей в классе. Он должен быть сочетанием любви и упорства. Свами Шивананда советует: «Пните этот мир прежде, чем он пнет вас». Мир здесь можно заменить на ум, имея ввиду, что если ваш ум цепляется за негативные мысли, предотвратите эту тенденцию до того, как все это нанесет ущерб.
Духовная просьба Если вы – человек духовного склада, вы можете практиковать позитивный настрой через молитву, мантру или духовное обращение. Большую часть времени мы не так уж изобретательны. По этой причине мы просто используем книгу молитв любой религии, к которой мы имеем отношение. Если молитва становится для вас естественной практикой, вы можете разработать свои собственное духовное обращение.
Возьмите позитивный настрой в кругосветное путешествие Ум, признаться, принимает размер того объекта, о котором вы думаете. Таким образом, ваш ум может быть всеобъемлющим. Что такое «великая мысль»? Мысль о милосердии и сочувствии, например. Милосердие не так мало, как яблоко. Оно может быть размером с целую Великобританию. Затем оно может перенестись до Нью-Йорка, продолжиться до Сан-Франциско, оттуда – в Японию, перепрыгнуть в Сингапур, из него – в Индию, и по пути в Турцию вернуться в Европу. Барьеры создаются только нашими мыслями. Ум может охватить всю вселенную.
Отложите на потом просьбы вашего Эго Вы будете часто замечать, что эго отказывается принимать участие в вашем стремлении мыслить позитивно. Стараясь изо всех сил преодолеть эго, будьте осторожны, не стоит быть с ним слишком жестким. Свами Шивананда советует контролировать мысли через «не-взаимодействие». Скажите своему эго: «не сегодня». А когда оно спросит про завтра, ответьте: «может быть». А когда завтра наступит, смело ответьте своему эго: «ну, это было вчера…». Убедитесь в том, что вы используете этот прием только со своим эго, а не с другими людьми в повседневном общении.
Тапас ради Мира Тапас – самоограничение; применительно к уму это означает постоянство в изменении и расширении ума в позитивном направлении. Тапас ведет к шанти – беспричинному и безусловному миру. Этот мир и покой – вне состояний и форм, он приходит изнутри. Этот мир – наше неотъемлемое право. Миру нужна сила Сила необходима для того, чтобы достичь покоя посредством самодисциплины. Практика асан, выдержка в позах, упорство в пранаяме и постепенный контроль дыхания – все это поможет сделать вашу волю сильной и выносливой. Соблюдение баланса между практикой йоги, правильной релаксацией, добротной вегетарианской диетой подготовит вас к медитации и поможет вам сохранять позитивный настрой. Все эти компоненты, взятые вместе, дадут вам удивительную внутреннюю силу, которая поможет вам достичь ощутимых результатов на пути к внутреннему миру.
Свами Дургананда, йога-ачарья (духовный руководитель) Шивананда Йога Веданта центров в Европе.
Эгоизм – самое трудное, что поддается перековке, поскольку эго – это сердцевина человека. Разросшееся эго имеет затемняющую природу, противостоит высшему началу, заложенному в нас. Эгоистическое отношение к другим людям, возвышение себя над ними, склонность использовать их в своих интересах, склонность к интриге и манипулированию, внутреннее равнодушие к другим людям – все это может принести только кратковременные, быстротечные победы и удачи, но не может быть основой надежного, капитального здания успеха.
«Через что человек соблазняется, через то он и наказуется», – говорили святые отцы. Тот, кто любит интригу, тот сам становится ее жертвой: эта закономерность часто проявляется и в сфере политики, и в сфере бизнеса, и в быту. Человек, не любящий других людей, получает нелюбовь. Человек, равнодушный к другим людям, получает равнодушие. «Один в поле не воин» – ситуация равнодушия и духовно-эмоционального вакуума, отсутствие человеческой поддержки и сочувствия приводят к тому, что начинания поглощаются инерцией жизни, рассеиваются силами хаоса. Самоедство и мазохизм – оборотная черта эгоизма, замкнутости внутреннего мира человека на самом себе.
1. Глубоко рассмотрите свое эго. Порой именно его острые углы и противоречивые программы – основное препятствие к успеху. Пытайтесь изучить себя и свои особенности.
2. Эго должно стать инструментом вашего высшего «я», скрипкой в руках божественного музыканта. Пытайтесь таким образом переконструировать свой внутренний мир, настраивайтесь на своего божественного музыканта, пытайтесь услышать, что он хочет выразить через вас.
3. Представляйте свое эго стеклами фонаря, внутри которых – свет Бога, вашего внутреннего «я». Представляйте, как вы протираете стекла фонаря, убирая грязь и замутнения, корыстные желания и бурные эмоции.
4. Представляйте, как вы заменяете жесткие, тяжелые элементы своего характера на пластичные и текучие, на глину, из которой можно что-то вылепливать. САМОУНИЧИЖЕНИЕ
Излишняя уступчивость, слабость, покорность, склонность внутренне сжиматься и съеживаться в ответ на давление со стороны другого человека, пассивность, замкнутость и забитость, неверие в свои силы и в важность собственных мыслей и мнений – черты мнительного, не уважающего себя человека, занявшего позицию самоуничижения. Если вы ведете себя таким образом, то вы сами провоцируете окружающих людей относиться к вам так же. Вы зря кажетесь себе Золушкой – та, несмотря на внешнее вынужденное подчинение, всегда сохраняла внутреннее самоуважение, открытость и спонтанность реакций. Внезапного превращения в Принцессу, волшебного изменения ситуации в этом случае не дождаться – необходима серьезная работа по исправлению вашей рыхлой и дряблой ауры.
1. Постарайтесь помнить о своей божественной природе, о том, что в вас есть все, что нужно Богу.
2. Представляйте свое отношение к себе в виде градусника, поднимая свою заниженную самооценку до нормальной температуры.
3. Визуализируйте свою ауру, заменяя старые мутные токи энергии эластичными, живительными.
4. Учитесь принимать себя таким, как вы есть, и в тоже время заниматься самовоспитанием, постоянной шлифовкой себя, получайте удовольствие от работы над собой. Тогда ваша работа над собой не будет носить характер жесткого внутреннего конфликта. КОНФЛИКТНОСТЬ
Ко мне пришла клиентка, которая жаловалась на то, что ей не удается закрепиться на работе. Куда бы она ни попадала, везде ее преследовали ссоры. Ей казалось, что унижается ее достоинство, что ее ставят ниже, чем она того заслуживает. Она не могла удержаться в коллективе больше, чем два три месяца. Когда мы начали выяснять причины ее характера – они оказались во внутреннем противостоянии ее матери, которая была очень пассивной и робкой, и люди часто ее использовали и унижали. Боясь повторить ошибки матери, женщина была излишне агрессивной. Для моей клиентки подобный поворот темы был внутренним открытием. Она стала стараться выходить из ситуации противостояния матери, которая побуждала ее к непродуктивной модели поведения, и медленно, но верно, отходить от своих автоматических привычек.
Есть люди, носящие в себе ауру конфликта. Они могут иметь хороший интеллект, ясно представлять, что они хотят, быть инициативными, профессионально подготовленными, целеустремленными. Но при этом они не умеют согласовать свои интересы с другими людьми, не способны работать командой, не могут объединить групповую энергию и направить ее на решение позитивных задач. Внутренняя конфликтность – противоречивые желания, противоречивая самооценка – всегда ощущается другими людьми и отталкивает их от нас. Неумение создать гармоничную рабочую атмосферу оборачивается внутренней слабостью, потаканием энергиям хаоса, раздора, непонимания. Конфликтный человек всегда готов броситься в бой, дать сдачу, ответить на удар – часто он сам эти удары и провоцирует, придумывает и мыслью создает эту атмосферу враждебности. Аура такого человека имеет очень агрессивную психоэнергетическую структуру, что внешне проявляется и как повышенная обидчивость, нездоровая ранимость, преувеличенность реакций. Успешность такому человеку не улыбнется, пока он не начнет работать над собой.
1. Примиритесь с собой, разберитесь со своими желаниями – обустройте свой внутренний мир, уравновесьте весы, попытавшись выстроить новый параллелограмм сил. Для этого нужно уметь подниматься на некую высоту и занимать третью, независимую позицию по отношению к себе действующему и себе думающему.
2. Учитесь терпимости по отношению к другим людям, представляя себя их заботливым родителем. Как долго родители терпели ваши несовершенства, пытаясь научить вас уму разуму! Буддистская молитва учит относиться к живым существам, как к собственным родителям. И та и другая позиция подразумевает ориентацию человека на мягкость и приятие, на уважение к людям. Если бы вы встретили Будду, смогли бы вы ужиться с ним под одной крышей? Большинство людей несоизмеримо менее совершенны, чем великие Учителя, и только идут к истине, каждый своим путем, ведомые кармой, в то же время каждый из них – носитель Божественной искры, высшего начала, носитель огромного потенциала.
3. Ориентируйтесь на мир и спокойствие, на то, чтобы излучать миротворческие энергии. Они гораздо более полезны, чем энергии конфликта. Пытайтесь наполнить их движением, текущим в нужном вам русле, – часто конфликт провоцирует застой и рутина.
Ключников Сергей. Фактор успеха. Новая психология саморазвития
Самоедство и мазохизм – оборотная черта эгоизма, замкнутости внутреннего мира человека на самом себе.
Quote (Ирина)
Излишняя уступчивость, слабость, покорность, склонность внутренне сжиматься и съеживаться в ответ на давление со стороны другого человека, пассивность, замкнутость и забитость, неверие в свои силы и в важность собственных мыслей и мнений – черты мнительного, не уважающего себя человека, занявшего позицию самоуничижения.
Quote (Ирина)
Есть люди, носящие в себе ауру конфликта.
Ирина, Некоторые черты характера, конечно надо искоренять. Спасибо за интересные упражнения по работе над собой.
Завистливых людей видно сразу! И естественно они не вызывают у нас симпатии. Проверить аппонента можно так-расскажите ему новость о себе, например, что вас повысили в должности или дали премию на работе и посмотрите ему в глаза. Завистливый человек сразу их опустит, чтобы скрыть свое раздражение и негодование в душе, хотя при этом будет вслух радоваться за вас и говорить комплименты. А вы уясните для себя, что этот человек вам не друг!
Ведь завистник посылает в вашу сторону импульсы негативной энергии, что может отрицательно сказаться на вашей ауре и навредить вашим планам.
Не рекомендуется рассказывать завистникам о своих планах и желаниях, потому что психическая энергия зависти очень сильна и разрушительна. Ведь часто бывает, что планы расстраиваются от независящим от нас причинам, а виной всему какой то «доброжелатель», который усиленно «поработал».
Пронаблюдайте за завистником-как правило они очень скупы на похвалы и комплименты. Счастье и процветание других вызывает у них страдание, но если вам не повезло - их лица просто расцветают улыбками.
Не уподобляйтесь им. Растите в себе чувство радости не только к своим, но и к успехам других людей. Этим самым вы притягиваете к себе светлые энергетические вибрации. Освободитесь от негативных завистливых людей, и этим вы сделаете себе большой подарок. И потом посмотрите, как будет улучшаться ваша жизнь. Жизнь будет приносить только радостные вибрации из Вселенной, а планы и мечты будут реализовываться
Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 15:00 | Сообщение # 12
Магистр РИ
Группа: Администраторы
Сообщений: 6081
Статус: Offline
Внимание. Из книги Дена Миллмана "Путь миролюбивого воина"
Я пришел на следующий вечер, после заурядного занятия по медитации, по-прежнему, осаждаемый мыслями. Поскольку ранний вечер выдался не очень загруженным клиентами, нам представилась возможность посидеть за чашечкой мятного чая, и я рассказал ему о своем безуспешном занятии медитацией.
"Да, твое внимание, по-прежнему, рассеивается. Послушай такую историю:
Ученик спросил своего учителя о наиболее важном элементе Дзен.
Учитель ответил: "Внимание".
"Да, спасибо, роши", - сказал ученик. "Однако какой второй самый важный элемент Дзен. "Внимание", - ответил учитель.
Я смотрел на Сока озадаченно. "Вот и сказочке конец", - сказал он.
Я поднялся, чтобы выпить воды, а Сократ спросил: "Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты стоишь?"
"Ну, да", - ответил я, вовсе не уверенный в этом, приближаясь к баку с водой.
"Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты ходишь?" - спросил он.
"Да, уделяю", - ответил я, вовлекаясь в игру.
"Уделяешь ли ты достаточно внимания тому, как ты разговариваешь?"
"Думаю, что да", - произнес я, прислушиваясь к своему голосу.
"Уделяешь ли ты внимание тому, как ты думаешь?" - спросил он.
"Сократ, отстань! Я делаю, всё, что я могу делать!"
Он наклонился ко мне. "Всего, что ты делаешь недостаточно! Твое внимание должно гореть от интенсивности. Беспорядочные шатания по гимнастическому залу не сделают из тебя чемпиона; сидение с закрытыми глазами и блуждающим вниманием не повысят твою осознанность. Только качество твоих практик принесет пропорциональные плоды. Вот тебе еще история:
Находясь в монастыре, я проводил день за днем в попытках решить Коан, задачу, которую дал мне учитель, чтобы спровоцировать мой ум и дать ему возможность увидать свою истинную природу. Я не мог справиться с задачей. Каждый раз мне было нечего предложить роши в качестве решения. Моё обучение продвигалось очень медленно, и это приводило меня в уныние. Наставник дал мне указание продолжать трудиться над своим Коаном еще один месяц. "По прошествии этого срока", - приободрил он меня, - "ты, наверняка, решишь её".
Миновал месяц и я старался изо всех сил. Коан оставался загадкой.
"Продолжай решать её ещё одну неделю с пламенем в сердце!" - сказал он. День и ночь Коан пылал у меня в голове, но я никак не мог проникнуть в его тайну.
Роши сказал мне: "Еще один день, всем своим духом". На закате дня я был истощен. Я сказал ему: "Учитель, бесполезно. Прошел месяц, неделя, день, я не могу решить эту загадку". Мой учитель пристально посмотрел на меня и произнес: "Медитируй ещё один час, и если тебе не удастся решить Кон к тому времени, тебе придётся покончить с собой".
"Зачем воину сидеть в медитации? Я думал, что путь - это действия?"
"Медитация - это действие бездействия; хотя, ты совершенно прав в том, что путь воина более динамичен. В конечном итоге, ты научишься медитировать каждое свое действие. Однако в начале, сидячая медитация служит церемонией, особым временем, отводимым, чтобы повысить интенсивность деятельности. Ты должен в совершенстве освоить ритуал, чтобы распространять его на свою повседневную жизнь.
"Как учитель, я буду использовать любые методы и способы, которые есть в моем распоряжении, чтобы поддерживать твой интерес и помогать упорно трудиться над предстоящими трудностями.
Если бы я просто подошёл к тебе и нашептал на ухо секрет счастья, ты даже бы не послушал меня. Тебе был нужен парень, который заворожит тебя, покажет фокус, прыгнет на крышу, чтобы хоть как-то пробудить твой интерес.
"Что-ж, я не против игр, во всяком случае, пока, но придет время, когда каждый воин должен отправиться в путь один. В настоящее время, я буду делать все необходимое, чтобы оставить тебя здесь для изучения пути".
Мне показалось, что мной манипулируют и это рассердило меня. "Так, что же, я состарюсь тут, на этой заправке, как ты, который поджидает удобного момента, чтобы наброситься на невинного студента". Я пожалел о своей реплике, как только она сорвалась с губ.
Сократ, расслабился, улыбнулся и тихо сказал: "Пусть тебя не вводит в заблуждение это место или внешность твоего учителя, Дэн. Предметы и люди не всегда то, чем они кажутся. Я определяюсь вселенной, а не этой станцией. Что же касается того, почему ты должен остаться, разве это не очевидно, что ты можешь приобрести? Понимаешь, я - совершенно счастлив. А ты?"
Подъехала машина. Её радиатор окутывали облака пара. "Пойдем", -сказал Сок. "Эта машина страдает и нам, возможно, придется пристрелить её, чтобы избавить от мук". Мы оба вышли наружу, к страдающей машине, с кипящим радиатором и её хозяину в плохом настроении.
"Проклятье! Чего вы так долго? Я не могу тут ждать всю ночь!"
Сократ смотрел на него никак не меньше, чем с любящим участием. "Давайте взглянем, сэр, чем мы можем помочь вам, чтобы задержать вас по минимуму". Он заставил мужчину въехать в гараж, где приладил к радиатору шланг под давлением и нашел утечку в радиаторе. Спустя считанные минуты он заварил трещину, тем не менее, сообщив мужчине о настоятельной необходимости заменить старый радиатор. "Все умирает и меняется, даже радиаторы", - подмигнул он мне.
Когда мужчина уехал, истина слов Сократа, наконец, дошла до меня. Он, на самом деле, был абсолютно счастлив! Казалось, ничто не влияло на его счастливое расположение духа. За все время, что я его знал, он бывал сердит, грустен, мягок, жёсток, весел и даже озабочен. Но счастье, всегда, светилось в его глазах, даже когда они наполнялись слезами.
Я думал о Сократе на обратном пути домой. Моя тень растягивалась и сжималась, когда я проходил под уличными фонарями. Приближаясь к дому, я пнул ногой в темноту подвернувшийся камень. Стараясь не шуметь прошёл через ворота на задний двор, туда где, под ореховыми ветвями, находилось моё, переделанное из небольшого гаража, жилище. До рассвета оставалось совсем немного времени.
Я лежал в кровати, но не мог уснуть, размышляя о том, смогу ли я разгадать секрет его счастья. Сейчас, это казалось даже более важным, чем прыжки на крыши.